перо

ПРОЗА Натальи Горской

ГЛАВНАЯ

ПОЭЗИЯ

ГРАФИКА

ДЕТСКАЯ

ФОРУМ

 

ДЕРЁВНЯ

СБОРНИК РАССКАЗОВ «ДЕРЁВНЯ»:
    Дерёвня — так иногда в России называют негорожан, провинциалов. А поскольку вся Россия за пределами пары-тройки крупных мегаполисов — это провинция, то в данном "преступлении" подозревают очень многих. И даже осуждают за это! Особенно те, кто сам когда-то уехал из деревни и стал "коренным горожанином".
    Книга не столько о современной русской провинции, сколько о ксенофобии, которая возможна не только между разными расами и нациями, но и в пределах одного города, одной улицы, одной семьи. Одного человека, наконец. О ксенофобии к самому себе, о непонимании и неприятии не только других, но и самого себя. О желании казаться тем, кем ты на самом деле не являешься, о незнании самого себя, своих корней и истоков, и чем всё это порой может грозить... 

 

ПОВЕСТЬ «МАЛЬЧИКИ-МАЛЬЧИШКИ»:
    О бандитах в России 90-ых годов прошедшего ХХ века, но без традиционных, ставших уже чуть ли не каноническими в представлениях многих россиян "крутизны и понтов". Бандитизм показан не в крупном городе, а в маленьком посёлке, который даже не отмечен на карте России, где все друг друга знают, где сегодняшние участники бандитских разборок — защитники закона и его нарушители — ещё вчера учились в одном классе, играли в одной футбольной команде. Где каждый виден, как на ладони. Здесь нет "лихих 90-ых", а есть десятилетие краха нескольких поколений.
    Здесь нет "реальных пацанов, у которых всё конкретно", а есть только не нашедшие применения своим силам и умениям мальчики в том развале экономики и морали, который стала представлять собой наша некогда такая мощная держава. Эти вчерашние пионеры и комсомольцы, "отличники по боевой и политической" были воспитаны для жизни в одной стране, а жить им пришлось в совершенно другой. Почему они выросли на образах героев революций и войн, на идеалах строителей "самого справедливого общества на Земле", но сами сумели создать только организованную преступность? Был ли у них другой выбор? Почему представители криминального мира стали самыми активными героями отечественных фильмов и книг на рубеже веков, вовлекая тем самым в свои ряды всё новых и новых "последователей", и кого им можно было бы противопоставить?..

МАЛЬЧИКИ-МАЛЬЧИШКИ

 

БАБЬЕ ЦАРСТВО

СБОРНИК РАССКАЗОВ «БАБЬЕ ЦАРСТВО»:
    Книга о тех, кого в России традиционно называют не женщинами, а бабами. Это не героини светской хроники и глянцевых журналов, а те, которые бегут мимо лотков с этими журналами. Бегут из дома на работу, с работы домой, жизнь их на первый взгляд бедна на события и даже где-то ничтожна. И всё-таки они живут и продолжают мечтать о таком, казалось бы, простом и понятном, но тем не менее ставшим в современном мире таким труднодостижимым, обычном бабьем счастье...

 

ПОВЕСТЬ «ДЕНДРОФОБИЯ»:
    Никто и не догадывался, что падение одного дерева может повлечь за собой такие события, которые до этого мало кто додумался бы прогнозировать. Никто обычно и не замечает, как такие разные деревья похожи на однообразных и безликих людей, а само человеческое общество порой напоминает то культурный парк или цветущий сад, то дремучий лес или даже дикие джунгли.
    Всё началось с того, что в небольшом городке, где из достопримечательностей остался только памятник Ленину и парк Пятилетия Победы, местная администрация из-за падения во время урагана одного дерева около автомобиля мэра решила... полностью вырубить парк. Повествование то плавно, то резко переходит от одного к другому, связывает воедино, казалось бы, совершенно чуждые друг другу и несоединимые явления жизни; показывает, как банальная аллергия может вытекать из безразличия и равнодушие к своей среде обитания, как это безразличие и даже ненависть к своей земле неминуемо переходит в безразличие к самому себе...

ДЕНДРОФОБИЯ

 

КОРОВА

СБОРНИК РАССКАЗОВ «КОРОВА»:
   
Слово "корова" иногда служит ругательством: им могут обозвать и неуклюжего человека, и чрезмерно терпеливую женщину с большими, "воловьими" глазами. В России корова является непременным атрибутом деревни, а в городе увидеть её можно только разве в специальной цирковой программе. В то же время у некоторых народов корове посвящены целые культы, а самая большая сура Корана названа её именем. Корова даёт человеку так много, что нет смысла и перечислять, но рассказы данного сборника всё-таки посвящены людям. Людям, которые в определённых жизненных ситуациях чувствуют себя так же неуютно, как корова в городе, или, как ещё говорят, столь же неловко и неустойчиво "как корова на льду"...

 

ПОВЕСТЬ «ВЛАСТЬ НУЛЕЙ»:
    Люди любят быть слабыми. Потому что быть слабым и беспомощным в какой-то степени выгодно: таких всегда есть, кому жалеть, перед такими всегда кто-нибудь чувствует свою "несмываемую" вину. Свои слабость и бездействие всегда есть чем оправдать: хоть магнитной бурей или очередным стрессом, хоть "несчастливой" датой или високосным годом. Выбирай — не хочу! Выбор причин для слабости и безделья у таких людей всегда столь велик, что порой доходит до абсурда, и они могут привлечь к ответственности за свою неспособность сделать хоть что-то... обычные нули на конце номера последнего года уходящего тысячелетия. А как же избежать такого соблазна, когда надо сделать не просто “хоть что-то”, а проложить хорошую дорогу, отвечающую нормам нового века?..
    Хорошо, когда у людей есть своя дорога, когда они видят перед собой свой путь и имеют возможность двигаться по нему лёгкой поступью, а не тяжёлыми шагами, потому что ноги вязнут в грязи, а идти приходится в кромешной темноте. И хорошо, когда эта дорога у них есть тогда, когда они только начинают свой жизненный путь, когда им есть ещё куда стремиться. Плохо, когда они получают дорогу только для того, чтобы... их по ней было удобно нести на кладбище...

ВЛАСТЬ НУЛЕЙ

 

РИТОРИКА

СБОРНИК РАССКАЗОВ «РИТОРИКА»:
    Мы привыкли думать, что самые надёжные методы воздействия — это непременно воздействие физическое, сила кулака. Но сила информации, сила и характер самих звуков, которые окружают человека, имеют не менее сокрушающую силу. Современный человек практически лишён возможности хотя бы изредка побыть в тишине. Он вынужден ежедневно поглощать огромное количество самой разной информации, порой весьма противоречивой и взаимоисключающей, и это не может безобидно пройти для его здоровья — как психического, так и физического.
    Современные способы распространения информации сродни радиации: они настигают и поражают всех, не различая людей по полу, возрасту или уровню жизни. Затыкание ушей и закрывание глаз уже не помогает: информация добирается до человека через другие органы восприятия. Как защитить себя от всего этого "безобразия"? Что при этом может чувствовать среднестатистический житель аграрно-индустриальной России, которая местами резво играет в постиндустриальное, информационное общество "третьей волны"?..

 

ПОВЕСТЬ «ХОДОВОЙ ТОВАР»:
    Размышления рядового обывателя о современной литературе и литераторах, о чтении и читателях. Зачем человек вообще пишет, когда и так понаписано столько, что и за десять жизней не перечитать? Что он чувствует, когда ему указывают, что и как следует писать, да и кто указывает-то? Кто сегодня решает, чего хочет современный читатель, и не превратился ли читатель уже сам в писателя? Ведь нынче все умеют писать: от светских львиц до домохозяек, от политиков до спортсменов. И пишут весьма плодовито. Профессия писателя превратилась в труд ремесленника, которого можно нанять, которому можно заказать всё, что угодно. Существует весьма сильный соблазн для каждого стать писателем. Но где грань между графоманией и настоящим писательским искусством, и существует ли она сегодня вообще?..

ХОДОВОЙ ТОВАР

 

орнамент

В СТАДИИ НАПИСАНИЯ:

УСТРОИТЕЛЬНИЦА

СБОРНИК РАССКАЗОВ «УСТРОИТЕЛЬНИЦА»:
    Каких определений "настоящей женщины" только нет! Чего сегодня только не рекомендуют русской бабе, чтобы стать желанной и обольстительной, прослыть гетерой, женщиной-вамп или сделать потрясающую карьеру и утвердить себя, как истинная бизнесвумен!.. И в то же время, сколько упрёков звучит в адрес женщины из уст поклонников патриархального уклада жизни, особенно там, где этого уклада уже нет, а есть только ностальгия по нём.
    Но что делать в русской провинции бизнесвумен, или кого там обольщать женщине-вамп? Что делать хранительнице очага в каком-нибудь Бизнес-Сити, где главным ориентиром является личная выгода во всём, а семья с этой точки зрения — предприятие невыгодное и даже нелогичное? А кому могут быть нужны гетеры в спивающейся и в конец обнищавшей русской провинции? С другой стороны, в наш век, когда современный человек большую часть жизни проводит на работе или с друзьями, нужна ли ему женщина Хранительница Очага, Хозяйка Дома? Не скучная домохозяйка или невзрачная домработница, а именно Хозяйка Дома, Царица Семьи, Женщина-Устроительница. Не стало ли причиной её исчезновения то, что она оказалась ненужной современному, охочему до развлечений и быстрой смены впечатлений, такому непостоянному миру, где женщины уже так мало отличаются от мужчин, а мужчины — от женщин?..

 

ПОВЕСТЬ «ИДИОТКА»:
    Обычно, тех, кто ведёт себя не так, как от них ожидают, принято считать странными людьми. А уж если они ведут себя не так, как все, то их могут причислить даже к опасным людям! Героиня повести не стремится жить так же, как её окружение, а выдумывает свои собственные мечты и миры. И почему это она не хочет жить "как все люди", или быть "не хуже, чем все другие"? Идиотка этакая!..
 

ИДИОТКА

 

СТЕКЛЯШКА

СБОРНИК РАССКАЗОВ «СТЕКЛЯШКА»:
    Говорят, что в годы Великой Отечественной войны пострадала практически каждая советская семья. В современной России трудно найти семью, которая не пострадала бы от пьянства: точно так же, как и во время войны, каждая семья теряет близких или родных, страдающих алкоголизмом или погибающих от действий другого человека, находящегося, как говорят юристы, "в состоянии алкогольного опьянения". Бытовая поножовщина после всё того же пресловутого "совместного распития горячительных напитков" приобретает масштабы массовой резни. Распадаются семьи, безотцовщина стала как бы само собой разумеющимся явлением. Дети — будущие граждане России — вынуждены с рождения наблюдать своих пьяных родителей и постоянно находиться под угрозой их непредсказуемого поведения. Никого уже не удивляет ни вид пьяных школьников на улицах наших городов, ни молоденькие девушки с баночками джин-тоника в руках.
    По статистике в нашей стране 70 процентов смертей происходит по причине пьянства, 90 процентов преступлений совершается в состоянии опьянения, ежегодно по вине пьяниц за рулём в ДТП гибнут десятки тысяч человек. Что это — война? В то же время многие русские люди не считают проблему алкоголизации нашей страны такой уж серьёзной. Многие готовы искать причины своих неудач и проступков где угодно, хоть на Марсе, но только не в пьянстве. Им не верится, что такая великая страна, как Россия, может погибнуть от этакого пустяка — пьянки. Многие готовы объявить алкоголизм нашей "национальной чертой", хотя за последние двадцать лет эта наша "исконно-народная традиция" поставила под сомнение дальнейшее существование самой нации, прошедшей многовековой путь развития и славившейся великими умами и талантами, а никак ни алкогольным вырождением. Массовое пьянство в современной России стало настолько обычным и повседневным явлением, что о нём невольно приходится говорить, как о главной нашей достопримечательности...

 

ПОВЕСТЬ «ПРАЗДНИК»:
    Не стало даже самого примитивного сценария праздника, когда уже никто не может точно сказать, что, зачем и как надо отмечать, да и надо ли вообще; когда религиозные и светские, политические и профессиональные праздники — если как следует поковыряться в календаре, то у нас можно каждый день хоть что-нибудь да праздновать — по форме проведения и поведения перестали отличаться друг от друга.


 

ПРАЗДНИК

 

КУЛЬТ НАЛИЧНОСТИ

СБОРНИК РАССКАЗОВ «КУЛЬТ НАЛИЧНОСТИ»:
    Люди не могут без культа, без поклонения кому-либо или чему-либо. Довод "не сотвори себе кумира" на них действует слабо или совсем не действует. Россия, весь ХХ век находящаяся под влиянием культа личности различных вождей, под конец этого воистину кровавого для неё столетия взяла да и повернула на культ... наличности. Теперь величие любой личности определяется количеством её наличности. Деньги стали словно бы негласной, но зато всем очень понятной "религией" наших дней. Бедность презирается и осуждается чуть ли не на официальном уровне, реклама роскошной жизни и пропаганда достатка на каждом шагу заставляет многих россиян чувствовать себя неполноценными людьми в своей же собственной стране. Ведь как в самом деле чувствовать себя людям в обществе, где богато живёт даже не процент, а доля процента от общего населения страны? Как достичь уровня хотя бы среднего достатка, когда честным трудом невозможно заработать даже на самый необходимый минимум? Как быть, если представители самых полезных и нужных для общества профессий, которые во всём мире ценятся необычайно высоко, в нашей стране получают жалкие гроши и при этом слышат со всех сторон заверения "Вы достойны лучшего!"? Как вообще наше общество, ещё недавно скованное страхом перед культом личности Отца Всех Народов или просто любого Вождя, попало в капкан культа денег, наличности — этой "универсальной религии наших дней"?
    В итоге общество гложет новый страх: потерять свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Ведь утрата денег стала равносильной утрате веры и надежды, что завтрашний день наступит. Человек, оставшийся без средств к существованию, лишается не только веры и надежды, но даже и самой любви...

 

СБОРНИК РАССКАЗОВ «СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ»:
    Что есть счастье? Это почти физический процесс по принципу "если где счастье прибудет, то в другом месте оно убудет" или же счастья должно хватать на всех, так как каждый человек рождён для того, чтобы быть счастливым? Счастье неуловимо и необъяснимо. Это словно бы призрак, который может появиться там, где его совсем не ждут! Оно внезапно возникает буквально из ничего, и его так и не находят там, где для него, казалось бы, созданы все условия. Человек, которого все считают счастливым и удачливым, может думать о себе совсем наоборот: как о глубоко несчастном страдальце.

    В сборник вошли самые разные рассказы. Объединяет их размышления о природе и философии счастья; о том, как счастье часто граничит с несчастьем и даже легко переходит через эту грань, как счастье одних обращается горем для других.

СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИ

 

ГЛАВНАЯ

ПОЭЗИЯ

ГРАФИКА

ДЕТСКАЯ

ФОРУМ

 

© Сайт Натальи Горской, 2010